logo blank

Мониторинг выполнения Пекинской Платформы Действий и других международных документов и обязательств в отношении женщин

Мониторинг выполнения обязательств государства по конвенции о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщины, ППД в области насилия в отношении женщин, проведенный  Форумом женских НПО Кыргызстана во всех областях Кыргызской Республики за период 2006-2007 годы, показал слабое применение и выполнение закона о домашнем насилии.

Несмотря на то, что в Кыргызская Республика подписала большинство международных документов и Конвенций по вопросам прав женщин, приняла закон в области обеспечения развития гендерного равенства и социально – правовой защиты от насилия в семье,  включила в НПД главу об искоренении всех форм насилия в отношении женщин, случаи насилия в отношении женщин продолжают расти. По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, в 2004 году число зарегистрированных преступлений в отношении женщин составило 3427, а в 2005 – 4135. Законы не обеспечивают женщин правовой защитой, и насилие в отношении женщин  остается одной из острейших проблем общества.

Конституция Кыргызской Республики, согласно статье 14, гарантирует каждому человеку право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность, личную свободу, безопасность и честь, а также другие основные права человека.

 

В области прав женщин Кыргызская Республика ратифицировала следующие международные конвенции:

 

  • О политических правах женщин
  • О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (10 февраля 1997)
  • О согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака (6 марта 1996)
  • О гражданстве замужней женщины (25 января 1996)
  • Факультативный протокол к Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», (2002 г)

 

 

Нормативно- правовые акты КР, в области гендерного развития:

 

  • Закон КР «Об основах государственных гарантий обеспечения гендерного равенства» (12 марта 2003, новая редакция в 2008 году)
  • Закон КР «О репродуктивных правах граждан» (13 января 2000)
  • Закон КР «О социально – правовой защите от насилия в семье» (25 марта 2003)
  • Закон КР «О внесении дополнений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности» (26 июля 2006)
  • Закон КР «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми» (17 марта 2005)
  • Статьи Уголовного Кодекса (ст.97, ст.98, ст.102, ст.104, ст.105, ст.106, ст. 110, ст.111, ст.111, ст.112, ст.113, ст.123, ст.124, ст.128, ст.129, ст.130, ст.131, ст. 132, ст.133, ст.153)
  • Статьи Семейного Кодекса (ст.1, ст.2, ст.3, ст.32, ст.41, ст.43, ст.44, ст.45, ст.46, ст.47)
  • Статьи Трудового Кодекса (ст.93, ст.97, ст.136, ст.137, ст.303, ст.304, ст.305, ст.306, ст.307, ст.308, ст.309, ст.310, ст.311, ст.312)
  • Указы Президента и Постановления Правительства Кыргызской Республики
    • Распоряжение Президента Кыргызской Республики «Национальном совете по вопросам женщин, семьи, и гендерному развитию Кыргызской Республики»
    • Указ президента  Кыргызской Республики «Об утверждении положений о Национальном совете по вопросам женщин, семьи, и гендерному развитию про Президенте КР и его секретариата»
    • Указ президента  Кыргызской Республики «О Национальной программе «Права человека» на период 2002-2010 годы»
    • Указ президента  Кыргызской Республики «О дальнейшем совершенствовании кадровой политики по привлечению женщин-лидеров к государственному управлению Кыргызской Республики»
    • Указ исполняющего обязанности президента  Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в некоторые решения Президента КР (о создании института специального представителя Президента по вопросам гендерного развития в ЖК КР)»
    • Постановление правительства Кыргызской Республики «Об утверждении комплекса мер по реализации национального плана действий по достижению гендерного равенства в КР на 2002-2006 годы и матрицы мероприятий по его осуществлению»
    • Постановление правительства Кыргызской Республики «Об утверждении матрицы мероприятий по реализации Заключительных Комментариев Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин ко второму периодическому отчету КР по выполнению Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»

 

 

Результаты мониторинга Форума женских НПО

2010 ГОД

  

Встреча  «Мониторинг насилия в отношении женщин и выполнения КЛДЖ»

 

17 декабря в Бишкеке прошла встреча по мониторингу насилия в отношении женщин и выполнения КЛДЖ. На круглом столе участники представили промежуточные итоги мониторинга насилия в отношении женщин. Участники мониторинга отметили, что столкнулись с определенными трудностями при опросе представителей правоохранительных органов и медицинских работников. И те, и другие не могут представить данные за несколько лет. Это связано с частой ротацией кадров и отсутствием необходимой документации. Следовательно, при обработке анкет трудно проследить динамику насилия в отношении женщин. Неоднозначная картина складывается с судопроизводством. Нет никакой информации, так как суды практически не рассматривают  дела, связанные с законом «О социально – правовой защите от насилия в семье» в виду отсутствия поступления подобных дел от следователей. В очередной раз участники круглого стола подняли вопрос о гармонизации законодательства. Были даны рекомендации по улучшению процесса сбора данных.

Интересным моментов в работе Круглого стола стало выступление представителя НПО «Чинтамани» Валентины Галич. Она рассказала об опыте подачи жалобы специальному докладчику ООН по насилию в отношении женщин. Также она дала рекомендации по процессу подачи таких жалоб.

Участники приняли решение о продолжении   мониторинга. Были установлены новые даты заполнения анкет. Сбор данных будет происходить в мае 2011 года. Все анкеты для обработки должны будут предоставлены 1 июня 2011. Результаты мониторинга будут использоваться для составления альтернативного отчета по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм насилия в отношении женщин.


Круглый стол «Мониторинг выполнения КЛДЖ, ППД  и резолюции 1325 и подготовки рекомендаций для будущего НПД 2010-2014 гг.»

Круглый стол прошел 25 мая 2010 года с участием представителей женских НПО. На круглом столе обсуждался проведение мониторинга по насилию в отношении женщин и анкеты мониторинга. Периодичность мониторинга – 1 раз в 6 месяцев, период – 2009, 2010 гг. мониторинг будет проводиться во всех областях Кыргызстана. Опрос будет проводиться  в городских  Судах, РОВД, ОПЦ, прокуратурах, местных и районных  кенешах, судмедэкспертизах, КЦ. Также будут опрошены жертвы насилия.

 

 

 

2009 год

44 сессия КЛДЖ  (Нью-Йорк, США)

 

Экономические проблемы женщин Кыргызстана после развода

 

На 44 сессии Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,   были рассмотрены новые общие комментарии по двум темам: Пожилые женщины и Экономические последствия женщин после развода. Эти темы стали предметом специального обсуждения на комитете КЛДЖ. Форум женских НПО Кыргызстана на 44 сессии КЛДЖ представляла программный координатор Форума женских НПО Кыргызстана Чинара Картанбаева. Форум женских НПО Кыргызстана представил свои рекомендации в комитет.

 

Проблемы женщин Кыргызстана экономического характера, возникающие после развода

 

Материальные последствия развода являются одними из самых острых проблем женщин, проживающих в Кыргызстане. После развода, как правило, уменьшается их доход, растет зависимость от пособий и выплат.

 

Около 31 000 разводов (которыми заканчивается в среднем 16% от числа официально зарегистрированных браков) было зафиксировано за прошедшие 5 лет в Кыргызстане, и это только официальные данные, которые не учитывают гражданские браки, браки, заключенные в результате традиционного «похищения невесты». С учетом возросшего количества гражданских браков растет число женщин, уязвимых в материальном отношении, т.к. после расставания с партнером они не могут рассчитывать на поддержку с его стороны, в отличие от женщин, состоявших в официальном браке. Все эти факторы ведут к дальнейшему ограничению прав женщин — в большинстве случаев они не рискуют расставаться с партнером/мужем даже, если подвергаются домашнему насилию, унижениям, потому что могут остаться без средств к существованию.

 

 

Главные проблемы:

 

  1. Официальные браки
  2. Гражданские браки

 

Официальные браки

  • Женщины не получают равную долю в совестно нажитом имуществе, также нужно учитывать тот факт, что их домашний труд никак не оплачивается.
  • Женщины оказываются в худшем положении после развода, т.к. уровень семейного дохода снижается.
  • Женщины теряют средства на воспитание детей, т.к. часто отцы не платят алименты (как правило, это весьма незначительная сумма).
  • Часто самостоятельно женщина не может зарабатывать достаточно денег в виду отсутствия работы, профессии, достаточной квалификации.
  • Возможности для обретения материальной независимости особенно ограничиваются в том случае, когда на попечении женщин есть несовершеннолетние дети.
  • В сельской местности остро стоит проблема прав собственности на земельные участки.

 

 

Гражданские  браки

 

Здесь рассматриваются проблемы женщин, которые возникают впоследствии расставания пар, официально не регистрировавших брак, а также проблемы тех женщин, которые были не единственными женами или вышли замуж через ритуал «похищения невесты»

 

  • Отсутствуют возможности получения алиментов и рычаги воздействия на бывших супругов в этом отношении
  • Отсутствие прав на собственность, нажитую совместно.
  • Отсутствие собственного жилья
  • Без средств к существованию остаются пожилые женщины, которые почти никогда официально не работали и не заработали на пенсию.

 

Выводы и рекомендации

 

Форум женских НПО Кыргызстана поддерживает разработку и принятие новой генеральной рекомендации, основанной на признании значимости экономического равноправия для женщин, а также содержащей важные предложения в этом отношении.

 

Данная резолюция должна стать важным механизмом для государства в сфере улучшения прав женщин.

Без такого механизма проблемы будут лишь обсуждаться, но конкретных решений не будет.

К примеру: ответ Кыргызстана на заключительные комментарии КЛДЖ, раздел -экономические последствия после развода, 2008: исследование опубликовано, рекомендации обсуждены, разработаны и внедрены меры по решению проблем.

 

Форум женских НПО Кыргызстана подчеркивает, что женщины должны иметь все возможности для контроля своей мобильности, достижения экономического благополучия, принятия решений в семейной жизни.

 

Как четко прописано в 16 статье Конвенции, необходимо уйти от формального подхода к решению проблем, связанных с отсутствием у женщин равных прав на собственность, возможностей для решения материальных проблем.

Необходимо признать нематериальный вклад в нажитое семейной парой имущество, финансовую и нефинансовую стороны экономической активности семьи.

Необходимо гарантировать, что несовершеннолетние дети, остающиеся с матерью после развода, будут получать адекватную финансовую помощь.

 

Важно, чтобы данные проблемы всегда находились в эпицентре рассмотрения государством, включая получение информации в полном объеме и разработку прозрачной государственной политики в защиту прав женщин от негативных последствий разводов.

 

2. Из заключительных комментариев комитета по КЛДЖ Кыргызстану, раздел- экономические последствия после развода – 2008

 

39. Комитет выражает, озабочен в связи с экономическим положением женщин в результате развода. Он, в частности, испытывает озабоченность в связи с положением женщин в сельских и отдаленных районах, а также в связи с отсутствием конкретных положений, гарантирующих на практике права собственности женщин, состоящих в браке де-факто.

 

40. Комитет призывает государство-участника провести анализ числа случаев браков де-факто, с тем, чтобы осуществить оценку экономического положения женщин при раздельном проживании, а также принять законы и положения, защищающие права собственности женщин в случае расторжения брака или союза де-факто.

Комитет также просит государство-участника включить в его следующий периодический доклад информацию об осуществлении в этой связи исследованиях, а также о результатах.

 

(Полную версию Плана мероприятий по реализации Заключительных рекомендаций Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин к третьему  периодическому докладу Кыргызской Республики по выполнению Конвенции ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин вы можете прочитать на страницах с  5 по 22)

 

4 Семейный кодекс был принят 30 августа 2003 г.

Статья 2 данного закона дает определение супружеству как справедливый союз между мужчиной и женщиной вступающих в брак с полным и свободным согласием намерения  супругов, порядком, установленным законом с целью создания семьи, и как таковой с имуществом и личными  отношениями между супругами. Статья 3 данного закона устанавливает  4 определения гендерного равенства в семейных отношениях и ясно установленные равенства прав женщин и мужчин в семье, равные личные и частные права, также как возможности их применения. Браки в Кыргызстане регистрируются в ЗАГСе. Брачный возраст в Кыргызстане 18 лет. Представители МСУ могут в исключительных случаях дать разрешение на заключение брака с  16 летней девушкой (14 статья).

 

 

 

                                                                                                                                                                 2008 год

В результате мониторинга Форум женских НПО Кыргызстана разработал рекомендации для государства. Данные мониторинга и рекомендации были представлены в феврале 2008 года перед разными структурами, эти рекомендации были поданы для предварительной сессии комитета по «Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (КЛДЖ). В октябре 2008 года весь отчет Форума женских НПО Кыргызстана и рекомендации по дальнейшему выполнению обязательств в рамках конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин был рассмотрен комитетом КЛДЖ. Основные рекомендации были представлены сотрудником Форума женских НПО Кыргызстана Чинарой Картанбаевой в Женеве на 42 сессии комитета КЛДЖ.

 

Презентации «основных вопросов» из теневого отчета Форума женских НПО Кыргызстана  в Комитет КЛДЖ – февраль 2008

 

Форум женских НПО Кыргызстана на основе своего  теневого отчета по выполнению обязательств в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)  подготовил «основные вопросы» для предварительной сессии комитета КЛДЖ ряд вопросов. Отчет охватывает период с 2002 по 2007 годы. Вопросы будут представлены для рассмотрения  на предварительной сессии комитета перед 42 сессией Комитета в связи с государственными обязательствами по КЛДЖ  и Заключительными комментариями Комитета КЛДЖ от 2004 года и Национальными программами.

Теневой отчет Форума женских НПО Кыргызстана сосредоточен на важных вопросах, связанных с практикой дискриминации в отношении женщин, включая: 1 -  насилие в отношении женщин с концентрацией на домашнем насилии, и 2 – на участие женщин в политических процессах.

2 февраля 2007г в доме ООН прошла презентация «основных вопросов», для государственных структур. На презентации участвовали представители Администрации Президента, МВД, Академии МВД, Судебного департамента, мэрии г. Бишкек, Агентства Кыргызской Республики по делам государственной службы, генеральной прокуратуры, международных организаций, общественных организаций. Также 5 февраля 2008г прошла презентация «основных вопросов», в Комитете по молодежной, гендерной политике, физической культуре и спорту Жогорку Кенеш Кыргызской Республики. Основные вопросы, вызвали интерес участников. Оживленная дискуссия состоялась по вопросам насилия в отношении женщин. Все участники активно участвовали в обсуждении. Особое внимание было уделено обсуждению охранных и судебных, систему выдачи, механизмы выполнения, их необходимость, варианты выполнения в реальной ситуации на местах.

 

Также имело место обсуждение роли государства в поддержке кризисных центров. Все участники поддержали мнение, что крайне необходимо большее участие государства в поддержке и в работе с кризисными центрами, особенно учитывая тот факт, что это обязательство прописано в Матрице Действий НПД.

Было внесено предложение встречаться один раз в три месяца в подобном составе для обсуждения вопросов насилия, участия женщин в политических процессах и других вопросов и проблем возникающих в процессе работы участников встреч.

 

42 сессия Комитета ООН по КЛДЖ в Женеве


42 сессия комитета CEDAW прошла с 18 ноября по 24 ноября 2008  года в Женеве, Швейцария. На этой сессии Кыргызстан представлял свой периодический отчет по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ).

Ниже мы представляем Вашему вниманию информацию про 42 сессию комитета КЛДЖ, рекомендации  из отчета Форума женских НПО Кыргызстана, заключительные комментарии комитета КЛДЖ нашей республике.

 

В работе 42 сессии приняли участие  представители Канады, Эквадора, Монголии, Кыргызстана, Камеруна, Бельгии, Уругвай, Словении. Форум ЖНПО Кыргызстана на этой встрече  представляли координатор программ Форума Чинара Картанбаева, монитор Форума, директор кризисного центра «Тендеш» Света Саякбаева и ассистент молодежных программ Форума ЖНПО Лилия Салимжанова. В повестке  встречи  42 сессии комитета КЛДЖ были рассмотрены итоговые вопросы  по отчетам стран в комитет, а также  были проведены неформальные встречи членов комитета со всеми  участниками НПО  из разных   стран. Это  дало возможность  более детально остановиться на интересующих комитет вопросах  по каждой стране. От государства Кыргызстан на 42 сессии представляли: Орзубек Назаров- депутат ЖК Кыргызской Республики,  председатель Комитета по молодежной, гендерной политике, физической культуре и спорту, Ташпаева Н.- заведующая отделом социального развития Аппарата правительства  Кыргызской Республики, Мамбеталы Жаныл — судья Свердловского района г. Бишкек, Сагынбаева Д.- начальник управления организации медицинской помощи при Министерстве здравоохранении, Алмаш Алтымышева- третий секретарь департамента международных организаций МИД, Джумалиев М.- постоянный представитель  Кыргызской Республики при ООН, Исакунова Т- эксперт по гендерным вопросам. Ташпаева Назгуль представила отчет Кыргызской Республики  по мерам, предпринятым по выполнению КЛДЖ. 

23 октября 2008 года Форум ЖНПО Кыргызстана представил теневой отчет комитету КЛДЖ. Теневой отчет Форума женских НПО Кыргызстана сосредоточен на важных вопросах, связанных с практикой дискриминации в отношении женщин, включая: 1 -  насилие в отношении женщин с концентрацией на домашнем насилии, и 2 – на участие женщин в политических процессах.  Выступление по отчету Форума женских НПО Кыргызстана сделала Чинара Картанбаева.

Теневой отчет был написан Форумом женских НПО Кыргызстана в сотрудничестве с женскими НПО из всех областей Кыргызстана, которые являлись мониторами, проводили сбор данных и интервью. В отчете отражены также действия правительства в отношении Заключительных комментариев Комитета КЛДЖ 2004 года.

 

Результаты мониторинга и предварительный отчет были представлены дважды представителям государства еще в начале 2008 года: членам Парламентского Комитета по молодежной, гендерной политике, физической культуре и спорту и представителям правительства в феврале 2008 года. Серия презентаций и обсуждений данных отчета были проведены для женских НПО в течение года. Он также широко распространялся заинтересованным лицам.

 

Из отчета Форума женских НПО Кыргызстана (на сайте отчет на английском языке)

Насилие в отношении женщин

 

Государство признает проблему насилия в отношении женщин и  особенно семейного насилия, о чем  говорит принятие закона «О социально – правовой защите от насилия в семье» по народной инициативе. Несмотря на ратификацию международных конвенций, принятие этого закона, предпринимаемых усилий со стороны женских общественных организаций   и международных организаций, проблема насилия в отношении женщин остается одной из самых острых. В 2003 году Кыргызская Республика приняла прогрессивный закон для решения проблемы домашнего насилия «О социально-правовой защите от насилия в семье». К сожалению, сотрудники правоохранительных органов и государственные служащие  не смогли интегрировать этот закон в свою повседневную работу. В настоящее время не существует статистических данных о домашнем насилии, которые необходимо собирать в соответствии с законом КР «О социально-правовой защите от насилия в семье» (закон о домашнем насилии). Мониторинг выполнения обязательств государства по Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщины в области насилия в отношении женщин, проведенный  Форумом женских НПО Кыргызстана во всех областях Кыргызской Республики за период 2006-2007 годы, показал слабое применение и выполнение закона о домашнем насилии.

 

 

Форум  ЖНПО Кыргызстана предоставил рекомендации

  1. Продолжить и последовательно осуществлять реформирование законодательства.
  2. Улучшение государственной политики: предпринять конкретную стратегию и действия по принудительному выполнению законов, указов, постановлений, программ, политики и планов действий с целью увеличения участия женщины в органах принятия решений.
  3. Собирать, анализировать и применять на практике дифференцированную информацию по должностям с целью увеличения числа женщин-руководителей в таких органах власти, как главы местного самоуправления, местных кенешей, в руководстве областей и так далее.
  4. Показать какие стратегии, меры применялись или были запланированы для увеличения количественного уровня женщин в таких органах, как кабинет министров, губернаторы, государственные администрации, органы местного самоуправления и так далее.
  5. Разработать специализированную систему подготовки для усиления политического потенциала женщин: последовательную,  устойчивую, с указанием конкретных, измеряемых индикаторов, с указанием конкретного графика выполнения и конкретных ответственных государственных учреждений.
  6. Предоставить детальную и полную информацию о принятых или запланированных мерах для решения проблемы осведомленности населения о позитивной роли женщин в политических процессах и создания положительного образа женщин-лидеров и руководителей.
  7. Предоставить информацию о запланированных государственных мерах в области финансирования гендерного равенства в политике.  Начать инициативы гендерного бюджетирования и выделить в госбюджете финансовые средства  -  согласно закону Кыргызской Республики от 2003 года «Об основах государственных гарантий обеспечения гендерного равенства», статье 24, где четко говорится, что правительство «финансирует мероприятия по реализации государственной политики в области гендерного равенства».
  8. Привлекать международную финансовую поддержку путем включения решение женских проблем в приоритеты страны.
  9.  Выработать и предоставить стратегию и план действий по оказанию государственной поддержки инициативам женских НПО на устойчивой основе.