logo blank

Насилие в отношении женщин

Сопротивление гендерному насилию во имя культуры и религии в Восточной Европе и Центральной Азии

 По всему миру сторонники фундаментализма все больше и больше используют культуру и религию для обоснования действий похищения, изнасилования, женоубийства, и других насильственных преступлений в отношении женщин и девочек. Напуганные силой влияния голоса женщин, сторонники фундаментализма  также мобилизуют силы для борьбы с трудом достигнутой защитой прав женщин, и продвигают введение новых политик и программ, которые обесценивают жизни женщин и усугубляют неравенство.

В связи с растущим влиянием фундаментализма защитники прав человека женщин активизируются и  организуются для поиска решения проблемы губительных требований фундаментализма, для защиты прав женщин  и девочек, как в законе, так и в самом обществе, проведения альтернативных диалогов на основе гендерного равенства. По мере того, как консерваторы и сторонники фундаментализма агрессивно действуют для того чтобы уничтожить достижения в сфере прав женщин, они создают культуру безнаказанности, в которой стремительно растет насилие в отношении женщин и девочек.  Используя религию или культуру как оправдание, консервативные группы продвигают реакционные законы и традиционную практику, которые ухудшают положение женщин и   способствуют избеганию преступников от наказания. Этнические и религиозные меньшинства,  а также ЛГБТИ сообщества, являются главной целью консервативных групп. По мере того как консерваторы и националисты углубляют свое влияние, государства становятся все более авторитарными, милитаризм растет по масштабу и по глубине, угрожая и нападая на тех, кто противостоит дискриминационной практике, намеренно уменьшая возможности выступлений с заявлениями  об особом мнении.

Эти тенденции наблюдаются феминистами в каждом регионе мира, включая  Восточную Европу и Центральную Азию (ВЕЦА), где преобладающие общественные нормы  в форме культурного одобрения насилия на почве гендерных отношений (ГН), особенно в семье, но также и в обществе в целом, остаются сильными. Патриархальное отношение и стереотипы о роли женщин в обществе характерны для всего региона, и такие отношения, представления и поведение  глубоко укоренились в социальных нормах. Более того, наблюдается возрождение консерватизма в отношении стереотипных гендерных норм и ролей женщин и мужчин  в  регионе ВЕЦА, которое способствует укреплению строгого жесткого разделения гендерных ролей. Социализация мужской и женской гендерной идентификации способствует усилению мужского предназначения вести себя агрессивно и действовать с позиции носителя силы и принятия решения.  Строгие гендерные роли согласуются с безнаказанностью  преступников и останавливают жертвы от сообщения о насилии. Эти нормы также осложняют женщинам выход из ситуации насилия.

Традиционные, религиозные и фундаменталистские силы иногда сливаются в платформы националистов в регионе ВЕЦА. Женские тела прославляются, как сосуд для новых солдатов за национальную идею; женские дома становятся местом тренингов для дисциплинированных членов нации. Для того, чтобы внести свой вклад в нацию женщины просто должны выполнить свою святую роль матери. Один конкретный вид воскрешения  традиционализма найден в странах, где также идет возрождение влиятельной, слившейся с государством (Католическая церковь в Польше, Хорватии и Словакии; Православной церкви в Сербии, Румынии, Грузии, России; Ислам на Северном Кавказе, Кыргызстане, Таджикистане). В этих странах так называемые религиозные ценности используются для стратегического продвижения собственного брэнда национализма. В борьбе за власть, которая происходит в этих государствах, политики, никогда не   исповедовавшие веру в прошлом, внезапно выступают, что во имя религии и государства, женщины должны вернуться в семью.

Более того, наблюдается рост насилия против молодых женщин во имя религии и культуры в регионе ВЕЦА.  Эти вредные практики включают ранние и насильственные браки, убийство «за честь семьи» и кражу невест, прерывание обучения, а также другие формы насилия, такие как калечащие операции на женских половых органах. Насильственные патриархальные гендерные роли и вредные практики, которым подвергаются девочки, имеют долгосрочный эффект на их жизнь и на все их права.  Попытки остановить девочек от продолжения получения образования и попытки принуждения их к раннему браку часто случаются из-за культурных и религиозных норм, которые оправдывают отношение, которое порабощает женщин и девочек при помощи насилия. Они также происходят, потому что экстремистские идеологии часто рассматривают право на образование как трансформативное право, которое бросает вызов существующему положению вещей, и социальная трансформация рассматривается как угроза.

Другая сторона безнаказанности и социального одобрения ГН в регионе ВЕЦА  проявляется в виде таких  ответных реакциях на насилие: 1) жертву обвиняют, когда она сообщает о насилии; 2) продвигается медиация – часто еще более усугубляющая опасность; 3) государственные служащие и организации не подотчетны за провал в предотвращении ГН, и не защищают жертву насилия; 4) потерпевшие иногда подвергаются аресту, когда они сообщают о насилии.

Почему была организована  встреча по сопротивлению гендерному насилию  во имя культуры и религии в Восточной Европе и Центральной Азии?

Стремительная и усиленная мобилизация сил против прав женщин во имя культуры и религии и дальнейшее обоснование насильственных действий в отношении их прав и тел  может быть преодолена и побеждена только более сильным, решительным и стратегическим объединением женских правозащитных организаций и активистов.  В ситуации растущих нападений на права и тела становится все труднее стратегически планировать долгосрочную трансформацию. Однако, есть много чему учиться друг у друга в регионе  тому, как женщины правозащитницы и феминистские организации помогают противостоять и предотвращать распространение фундаменталистской идеологии и насилия во имя культуры и религии. Столкнувшись с реальностью роста насилия в жизни и в  сообществах, женщины выступают против насилия. Они активно повышают сознание и понимание, просвещая свои сообщества о том, что такое равенство, защищая тех, чьи права находятся под угрозой во имя культуры и религии. Они мобилизуются в сообществах для того, чтобы бросить вызов власти фундаменталистов.

Именно по этим причинам Форум женских НПО Кыргызстана и Глобальный Фонд для Женщин организовали встречу с 8 по 10 августа 2018 года в Бишкеке для создания пространства для женских правозащитных групп и активистов в регионе в целях совместных действий:

  1. Учиться друг у друга преодолению  разных причин и проявлений  культурного и религиозного насилия в странах, в регионе, и для того, чтобы узнать, что каждый делает для противостояния насилию,
  2. Подумать вместе о том, какие  и где стратегии успешно работают,
  3. Разработать коллективно стратегии, так чтобы наше сопротивление насилию во имя культуры и религии стало более сильным, устойчивым и стратегическим.   

Общей целью встречи являлось  взаимная поддержка феминистских  активистов  в регионе ВЕЦА для того, чтобы быть лучше подготовленными для противостояния  гендерному насилию   во имя культуры и религии, а также для изучения того, как лучше всего оказывать поддержку друг другу в коллективной борьбе за социальную трансформацию и уважение ко всем правам человека женщин.

Во время встречи мы женские организации вместе обсудили следующие вопросы:

  • Что является основными проявлениями культурного и религиозного насилия в отношении женщин и девочек в регионе ВЕЦА?
  • Какие есть ключевые феминистские стратегии для противостояния и предотвращения фундаменталистских идеологий и насилия во имя культуры и религии?
  • Как мы можем практиковать улучшенную солидарность по отношению друг к другу?
  • Какие есть коллективные приоритеты у нас, как у феминисток в ВЕЦА регионе, для противостояния насилию во имя культуры и религии?
  • Что составляет основные потребности у движения для обеспечения устойчивости?

Гендерное равенство является потенциально наиболее мощным средством противодействия, противостоящим фундаменталистским движениям, которые обосновывают насилие в отношении женщин и девочек во имя культуры и религии. Давайте соединим руки, сердца и разум, чтобы увеличить силу, стойкость и эффективность наших сообществ женщин — правозащитниц-активистов, объединенных вместе против существующего положения вещей, которое насильственно отрицает наши права человека.

Итоги встречи.

В ходе встречи участники пришли к мнению, что, религиозный фундаментализм  действительно серьезная проблема, фундаменталистские  движения в регионе растут, соответственно растут ключевые угрозы  и вызовы, возникающие в результате деятельности этих движений.  Женское движение  должно реагировать на все проявления религиозного фундаментализма, негативно воздействующего на права и возможности женщин.

Женские группы готовы сотрудничать друг с другом и обладают большим опытом, чтобы обогатить работу друг друга в разных странах.

Вся деятельность по сопротивлению религиозному фундаментализму требует региональной сплоченности и  совместной работы женских организаций.

Эта встреча укрепила женское движение и женские НПО из разных стран, чтобы противостоять религиозному фундаментализму  во имя культуры и религии. Женские НПО обсудили, как лучше всего поддерживать друг друга в коллективной борьбе за социальную трансформацию и уважение всех прав человека женщин.

Было решено исследовать и разработать  феминистские стратегии для борьбы с растущим фундаментализмом, его коренными причинами и последствиями. Женские организации смогли обсудить возможности совместного видения рисков религиозного фундаментализма для прав женщин и совместной пропаганды, которая является сильной частью любого движения. Участники встречи решили  работать вместе для разработки способов решения проблемы насилия в отношении женщин в контексте религиозного фундаментализма» и коллективного сбора средств для этого. Посредством дискуссий и обмена информацией участники решили создать специализированную сеть по борьбе с религиозным фундаментализмом.

Насилие в отношении женщин – острая проблема в Кыргызской Республике

Проблема насилия в отношении женщин была и остается одной из острых проблем нашего общества. Количество случаев и форм насилия в отношении  женщин не  только не снижается, но увеличивается. Говоря о насилии в отношении женщин, нужно отметить, что домашнее насилие одна из самых распространенных форм насилия. Именно эта форма насилия наиболее отрицательно влияет на общество.  Согласно НСК число женщин обратившихся в кризисные центры, суды аксакалов и другие специализированные учреждения составило 4651 в 2005 году, тогда как число официально зарегистрированных  преступлений составило 4135. В связи с этим встает вопрос о качестве предоставляемых гарантий соблюдения законодательных норм со стороны государства, которое обязалось предотвращать случаи насилия в отношении женщин. В тоже время по данным Ассоциации Кризисных Центров в кризисные центры обратилось более 10000 человек в 2006 году. А сколько жертв не обратились за защитой или за помощью!

 

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Кыргызстан  -1997 г.)

 

«Дискриминация  в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет  признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономическом, социальной, культурной, гражданской или любой другой области

 

 

Термин «насилие в отношении женщин» означает любой совершенный на основании полового признака акт насилия, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психологическому здоровью женщины или страдания, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни (ППД).

 

Виды насилия

 

  • физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, калечащие операции на женских половых органах и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией;
  • физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в обществе в целом, включая изнасилование, половое принуждение, половое домогательство и запугивание на работе, в учебных заведениях и в других местах, торговлю женщинами и принуждение к проституции;

 

  • физическое, половое и психологическое насилие со стороны или при попустительстве государства, где бы оно ни происходило.

 

  • 114. К числу других актов насилия в отношении женщин относится нарушение прав женщин, находящихся в зонах вооруженных конфликтов, в частности убийство, систематическое изнасилование, сексуальное порабощение и принудительная беременность.

 

  • 115. К актам насилия в отношении женщин относятся также принудительная стерилизация и принудительный аборт, принудительное/насильственное использование контрацептивов, убийство новорожденных девочек и дородовой отбор пола.
  • 116. Некоторые группы женщин, например женщины, принадлежащие к национальным меньшинствам, женщины, относящиеся к коренному населению, женщины-беженцы, женщины- мигранты, в том числе женщины из числа трудящихся-мигрантов, женщины, живущие в условиях нищеты в сельских или отдаленных районах, женщины, лишенные средств к существованию, женщины, находящиеся в различного рода учреждениях или содержащиеся в заключении, девочки, женщины-инвалиды, пожилые женщины, женщины из числа перемещенных лиц, женщины-репатрианты, женщины, живущие в условиях нищеты, и женщины, находящиеся в зонах вооруженных конфликтов, в условиях иностранной оккупации, агрессивных войн, гражданских войн, терроризма, включая захват заложников, также особенно подвержены опасности насилия.

 

Расходы на насилие:

Прямые

  • Медицинские
  • Правоохранительные
  • Жилищные
  • Социальные

 

Непрямые

  • Высокий уровень заболеваемости
  • Смертность в результате убийств и самоубийств
  • Алкоголизм
  • Наркомания
  • Депрессия
  • Психиатрические заболевания
  • Переход насилия из одного поколения в другое
  • Снижение качества жизни
  • Снижение уровня гражданского участия в делах страны
  • Бедность

 

Имеют ли женщины жертвы правовую защиту?

 •  Закон КР «О социально – правовой защите от насилия в семье»

•  Уголовный кодекс КР

•  Административный кодекс КР

•  Закон КР «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми»

 

Кто оказывает помощь женщинам жертвам семейного насилия?

•  Правоохранительные органы

•  Медицинские учреждения

•  НПО: консультации

•  Кризисные центры: горячие линии, убежища

•  Международные доноры через НПО, кризисные центры

 

 Кража невест

Данные исследований, проведенных в 1999 и 2001 годах исследователями из Американского Университете в Центральной Азии, обеспечили подтверждение тому, что 50 процентов браков среди этнических кыргызов заключаются в результате похищений. Эти данные также свидетельствуют о том, что до 66 процентов  этих браков заключались без согласия. Первые два исследования привели к выводу, что примерно 33 процента этнических кыргызок вышли замуж против своей воли в результате похищения невесты. Данные 2004 года показывают, что 80 процентов кыргызских браков в обследованном селе являются результатом похищений. Эти данные показывают, что 57 процентов этих браков были заключены без согласия. Исследование села в 2004 году указывает на то, что 45 процентов этнических кыргызок выходят замуж против своей воли в результате похищения невесты. На основании обобщенных данных из трех исследований, мы делаем вывод, что 35-45 процентов замужних кыргызских женщин вышли замуж против своей воли, будучи похищенными невестами.

Подтверждение из сельского исследования 2004 года указывает на увеличение уровня похищений и уровень несогласия за последние 40-50 лет. Процент похищенных женщин увеличился с 64 процентов до 85 процентов, и доля женщин, похищенных без согласия увеличилась с 43 до 75 процентов в группе от 16 до 25 лет.

Результаты исследования поднимают серьезные вопросы в отношении влияния похищения невесты на права женщин, особенно права, относящиеся к Статье 16 Всеобщей Декларации Прав Человека (1948г.), в которой утверждается, что «брак заключается только на основе свободного и полного согласия брачующихся». Оно также нарушает Статью 16 Конвенции по устранению всех форм дискриминации против женщин (1981 год), в которой заявляется, что «стороны принимают все надлежащие меры по устранению дискриминации против женщин во всех вопросах, относящихся к браку и семейным отношениям, и, особенно, обеспечивают на основании равенства между мужчинами и женщинами: a) одинаковое право на вступление в брак, и b) одинаковое право свободы выбора супруга и вступления в брак только при свободном и полном согласии». Более того, оно нарушает Статью 1 Декларации по устранению насилия против женщин (1993г.), в которой заявляется, что «в целях настоящей Декларации, термин «насилие против женщин» означает любой акт насилия, основанный на гендерной принадлежности, приведший, или могущий привести к физическому, сексуальному или физиологическому вреду или страданию женщин, включая угрозы таких действий, принуждение или произвольное лишение свободы, возникающие либо в общественной, либо в частной жизни».

Ала качуу без наличия согласия нарушает Статью 155 Уголовного Кодекса Кыргызской Республики, «принуждение женщины выйти замуж или к продолжению брака или похищение ее с целью женитьбы без ее согласия, а также препятствование браку подлежит наказанию  в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных месячных заработных плат или лишения свободы сроком до пяти лет».

 

  • Нормативные акты в области предотвращения насилия в отношении женщин.

25 марта 2003 года Жогорку Кенеш принял Закон КР «О социально-правовой защите от насилия в семье», который регулирует отношения в области социально-правовой защиты лиц, пострадавших от насилия в семье. Меры социально-правовой защиты от насилия в семье, устанавливаемые данным законом, являются неотъемлемой частью обеспечения безопасности личности, семьи и общества.

В уголовном законодательстве (Уголовный Кодекс КР) Кыргызской Республики общественно опасные деяния, направленные против основных личных прав и свобод, представлены в разделе Особенной части Уголовного Кодекса КР. В группу преступлений, связанных с насилием  против личности, ее половой неприкосновенности и половой свободы, входят: убийство (ст.97), убийство в состоянии сильного душевного волнения (ст.98), доведение до самоубийства (ст.102), умышленное причинение тяжкого (ст.104) или менее тяжкого (ст.105) вреда здоровью либо то же в состоянии сильного душевного волнения (ст.106), побои (ст. 110), истязания (ст.111), умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст.112), угроза убийством (ст.113), похищение человека (ст.123), вербовка людей для сексуальной или иной эксплуатации, совершенная путем обмана, в том числе и для вывоза лиц за пределы республики (ст.124), оскорбление (ст.128), изнасилование (ст.129), насильственные действия сексуального характера (ст.130), понуждение к действиям сексуального характера  (ст.131), половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 132), развратные действия (ст.133).

Преступления против семьи и несовершеннолетних охраняются Семейным Кодексом Кыргызской Республики, включают двоеженство и многоженство (ст.153), вступления в фактические брачные отношения с лицом, не достигшим брачного возраста (п.2,3 ст.154), принуждение женщины (ст.155),  вовлечение в занятие проституцией (ст.260).

Личные имущественные и нематериальные блага, а также имущественные права личности охраняются Гражданским Кодексом КР. К ним следует отнести: компенсацию морального вреда (ст.16), защиту личных неимущественных прав и нематериальных благ (ст.17), право на охрану тайны личной жизни (ст.20), общую собственность супругов (ст.275), собственность крестьянского (фермерского) хозяйства (ст.276).

Кодекс об Административной Ответственности предусматривает возможность избирательного ареста, в частности путем применения административной ответственности за мелкое хулиганство (ст. 364).

Трудовые отношения регулируются Трудовым Кодексом Кыргызской Республики.

 В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления обвинение в суде осуществляется в частном, частно – публичном и публичном порядке. Следствие и судебное разбирательство ведутся в общем порядке.

 

Государственные программы

Национальный План по Достижению Гендерного Равенства в Кыргызской Республике на 2007-2010 года содержит в себе мероприятия по предотвращению и искоренению насилия над женщинами. Одна из стратегических задач называется «Уменьшение любых форм насилия над женщинами».

Поставлены следующие основные задачи в области уменьшения гендерного насилия: повышение качества услуг, предоставляемых специализированными службами для жертв насилия, поддержка практики психологической коррекции (семейных отношений, индивидуального поведения), совершенствование методов сбора и анализа статистической информации по различным видам насилия расширение информированности общества о вопросах гендерного равенства.

В «матрице действий» для осуществления Национального Плана Действий’ стратегические задачи переведены в конкретные действия, сроки, ответственные лица и размещённые ресурсы.

Что касается денежного обеспечения мероприятий, там говорится, что государственный бюджет и другие ресурсы будут привлечены, однако точная сумма не указывается.

Проблема гендерного насилия рассматривается в контексте нарушения прав человека и игнорирования действующих законодательных норм. Согласно Национальному Плану Действий будет проводиться работа по дальнейшему совершенствованию законодательства и механизмов его реализации, формированию соответствующей информационной политики для ответственных структур и общества. Особое внимание будет уделено совершенствованию гендерно-дезагригированных данных в системе национальной и   секторальной статистики.

Национальный Совет по Борьбе с Контрабандой и Торговлей Людьми был учрежден Президентом Кыргызской Республики в 2002 году. Ввиду частых структурных изменений и общего непонимания проблемы среди политиков, Совет столкнулся с трудностями достижения запланированных мероприятий. На бумаге Совет несет ответственность за координацию государственных усилий по применению Национальной Программы Мер по Борьбе с Транспортировкой и Торговлей Людьми Кыргызской Республики на 2002-2005 года. Несмотря на то, что государство не выделило должного количества ресурсов для осуществления большинства аспектов национальной программы против работорговли, Совет активно принимал участие в деятельности, направленной против торговли людьми, организованной НПО и поддержанной  зарубежными донорами. Проект новой Национальной Программы на 2007-2010 год был разработан в 2007 году и подписан президентом в августе 2007 года.

 

 

«16 дней против гендерного насилия»

 

История компании

 Инициатором данной кампании был Центр глобального женского лидерства еще в 1991 году. С  тех пор  более  чем 2000 организаций из 154 стран принимают участие в кампании «16 дней против гендерного насилия». Эта ежегодная кампания, проводимая с 25 ноября до 10 декабря, была направлена на организацию индивидуальной и групповой  стратегии по всему миру для ликвидации всех форм насилия против женщин. Взявшая свое начало  в Центре глобального женского лидерства,  кампания связывает насилие против женщин и права человека, делая особый акцент на то, что любое насилие, будь то совершенное в обществе или частной сфере, является нарушением человеческих прав.

 

 

Даты, выбранные  участниками для кампании, являются знаменательными для женщин: 25 ноября — международный день против насилия в отношении женщин, 10 декабря — международный день защиты прав человека, 1 декабря- международный день борьбы со СПИДом. Для координации компании центр Глобального женского лидерства оказывает поддержку индивидуальным  людям и организациям в планировании действий,  которые направлены на ликвидацию насилия против женщин на местном, национальном и глобальном уровнях. Кыргызстан в компании принимает уже несколько лет. Каждый год компания проходит под определенной темой. С помощью акции, ООН даёт чёткий сигнал всем странам мира: правительствам, общественным организациям, СМИ и членам системы ООН о том, что требуются совместные усилия для того, чтобы покончить с распространением насилия в отношении женщин, показать важность соблюдения права на жизнь без насилия.

 

В эти дни по всему миру проходят семинары, форумы, пресс-конференции, дискуссии, манифестации, пикеты, выставки, радио- и телепрограммы. В мероприятиях ежегодно принимают участие более 800 организаций более чем из 90 стран мира.