• Главная
  • О нас
    • Профайл организации
    • Члены
    • Стратегический план Форума НПО Кыргызстана на 2020-2022
      • История
      • Стратегические цели Форума женских НПО Кыргызстана
    • Координационный Совет
    • Годовые отчеты
  • Программы
    • Программа «Участие женщин в политических процессах»
    • Программа «Борьба с дискриминацией и насилием в отношении женщин»
    • Программа «Мониторинг Пекинской Платформы Действий и Конвенции о Ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»
    • Программа «Сопротивление гендерному насилию во имя культуры и религии»
    • Программа «Сквозные инициативы»
  • Новости и события
  • Публикации
  • Конвенции и Законы
    • Международные документы по правам женщин
    • Нормативно-правовые акты КР
  • Платформы
    • «Сопротивление гендерному насилию во имя культуры и религии»
    • Феминистская группа ПОЭР
  • Программа «Женщина и Экономика»
  • Русский

Для эффективной борьбы с вызовами требуется сильное консолидированное женское движение за сохранение и усиление прав женщин


NPO logo

форум женских НПО Кыргызстана

  • Главная
  • О нас
    • Профайл организации
    • Члены
    • Стратегический план Форума НПО Кыргызстана на 2020-2022
      • История
      • Стратегические цели Форума женских НПО Кыргызстана
    • Координационный Совет
    • Годовые отчеты
  • Программы
    • Программа «Участие женщин в политических процессах»
    • Программа «Борьба с дискриминацией и насилием в отношении женщин»
    • Программа «Мониторинг Пекинской Платформы Действий и Конвенции о Ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»
    • Программа «Сопротивление гендерному насилию во имя культуры и религии»
    • Программа «Сквозные инициативы»
  • Новости и события
  • Публикации
  • Конвенции и Законы
    • Международные документы по правам женщин
    • Нормативно-правовые акты КР
  • Платформы
    • «Сопротивление гендерному насилию во имя культуры и религии»
    • Феминистская группа ПОЭР
  • Программа «Женщина и Экономика»
  • Русский
Ноябрь 2022

Выявление пробелов в законе КР «Об охране и защите от семейного насилия»

От Administrator  Опубликовано 24.11.2022

Форум женских НПО провел анализ пробелов в действующем законе КР «Об охране и защите от семейного насилия». В ходе анализа были использованы материалы исследования Форума женских НПО в рамках программы «Борьба с насилием в отношении женщин», материалы по данной теме, находящиеся в открытом доступе, результаты интервью женщин депутатов местных кенешей, представителей государственных органов в сфере борьбы с семейным насилием, женщин активистов и представителей организаций гражданского общества.

В настоящее время в Кыргызстане тема насилия в семье остается актуальной. Пострадавшие от семейного насилия, а это в 96% случаев женщины, не находят поддержку в лице государства и находятся под давлением общества, манипуляций со стороны родственников, не имеют финансовой помощи.
Закон КР «Об охране и защите от семейного насилия» содержит гендерно-значимые положения, которые должны быть сохранены, однако он не создает достаточных механизмов обеспечения гендерного равенства и противодействия семейному насилию, в связи с чем нуждается во внесении изменений.  Об актуальности и необходимости принять поправки говорит статистика. На сегодняшний день статистика по зарегистрированным случаям отражает возрастающее число случаев семейного насилия. Так, число выданных органами внутренних дел охранных ордеров по
фактам семейного насилия за период с 2012 по 2018 г. выросло с 2415 до 7114 единиц. Наблюдался значительный рост рассмотренных судами административных правонарушений по семейному насилию (с наложением административного взыскания), если в 2012 году – 716 административных дел, уже в 2017 году – 2547, таким образом, данный показатель вырос в 3,6 раза.

Семейное насилие является гендерной проблемой – почти 98 процентов рассмотренных судами случаев семейного насилия было совершено в отношении женщин мужчинами -мужьями (1542 лица), сыновьями (375 лиц), отцами (47 лиц). Данные статистики здравоохранения показывают рост числа лиц, пролеченных по поводу заболеваний (травм) до 1527 в 2017 года (в 2012г. — 721) в результате семейного насилия, отмечается увеличение числа пострадавших, обратившихся в центры семейной медицины — с 772 в 2012 году до 945 в 2017г. Данные за 6 лет указывают на увеличение числа рассматриваемых судами уголовных дел данной категории (с 194 до 313). Возросло число преступлений, совершенных на почве семейного насилия против жизни и здоровья и против половой неприкосновенности.  Это свидетельствует о том, что семейное насилие все больше криминализируется, семейное насилие может иметь тяжкие последствия для здоровья и жизни человека, в том числе убийств, совершенных на семейной почве.
2 июня 2022 года в Сузакском районе Джалал-Абадской области 39-летняя женщина умерла в результате избиения мужем. В 2020 году в результате домашнего насилия в Кыргызстане умерла 21 женщина. В 2021 году правоохранительные органы страны начали досудебные производства по 9 тысячам 800 преступлениям в отношении женщин. Форум женских НПО Кыргызстана провел работу по выявлению пробелов в действующем
законе о домашнем насилии и его реализации.

Неоходимо установить более жесткую ответственность за семейное и сексуальное насилие, в том числе, в отношении детей, а также усовершенствовать важные процедурные моменты в этой сфере. Закон предусматривает не все формы семейного насилия, закон распространяется лишь
на совместно проживающих членов семьи и приравненных к ним лиц. Действующий закон защищает жертв насилия только от членов семьи, а гражданский муж не относится к этой категории. Есть и другие недостатки в реализации охранного ордера.  Законом не отражены особенности противодействия семейному насилию в отношении лиц с инвалидностью, органы местного самоуправления и органы социального развития
остаются неосведомленными о фактах семейного насилия. Нечеткость понятий делает затруднительным применение некоторых норм.

Рекомендации, касающиеся пострадавших от насилия

1. Ввести в перечень понятий, подходящих под определение семейного насилия –психологическое и экономическое насилие.
2. В понятие члена семьи ввести лиц, состоящих в фактических брачных отношениях
3. Включить лиц с инвалидностью в число пострадавших от насилия во все НПА
4. Прекратить практику примирения в случаях изнасилований несовершеннолетних и совершеннолетних лиц.
5. Прекратить практику примирения в случаях нанесения тяжких телесных повреждений
6. Прекратить практику примирения в случаях нанесения тяжких телесных повреждений в случаях кражи лица для вступления в брак или фактические брачные отношения
7. За нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль нужно привлекать к общественным работам либо арестовывать.
8. Усилить механизмы прохождения коррекционной программы для людей, совершивших семейное насилие.
9. Усилить психологическую поддержку жертвам насилия

 

Рекомендации для государственных органов и органов местного самоуправления
1. Ввести обязательное уведомление органов местного самоуправления о случаяхсемейного насилия
2. Ввести порядок оказания помощи пострадавшим от насилия в виде «Единого окна»
3. Разработать четкую схему перенаправления пострадавших от насилия на местном уровне

4. Четко разграничить функции между местным самоуправлением и государственными органами по решению проблемы семейного насилия
5. Пересмотреть круг полномочий органов местного самоуправления в вопросе решения семейного насилия, так как не хватает знаний, не хватает
полномочий, не учтены особенности поведения в семьях в сельской местности, нет специалистов-психологов, не хватает социальных работников, не хватает средств и сотрудников для проведения профилактических работ.
6. Создать и финансировать государственные кризисные центры для оказания помощи пострадавшим от насилия.
7. Проводить тренинги для сотрудников полиции по расследованию дел, связанных с насилием в отношении женщин.
8. Проводить тренинги и семинары для журналистов с целью обучения этике публикации материалов в СМИ по теме насилия, включая распознавание языка виктимблейминга.
9. Уполномоченным органам в сфере борьбы с насилием проводить активную информационно-осветительскую работу в СМИ и освещать проблему бытового насилия с уклоном на нетерпимость к насилию, и избегать виктимблейминга.
10. Уполномоченным органам в сфере борьбы с насилием транслировать кейсы по наказанию правонарушителей, создавать новые и транслировать уже имеющиеся фильмы, социальные ролики, подкасты в телевидениях, социальных сетях по предотвращению гендерного насилия.
11. Уполномоченным органам в сфере борьбы с насилием проводить регулярные социологические исследования с вовлечением экспертов из государственной  структуры и гражданского общества


Оставить отзыв Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

*

Онлайн консультация "Создание местных комитетов по охране и защите от семейного насилия в семье"
Предыдущая статья
Сессия по гендерным вопросам
Следующая статья

Для эффективной борьбы с вызовами требуется сильное консолидированное женское движение за сохранение и усиление прав женщин

О нас

История

Стратегические цели

Профайл организации

Нормативно - правовые акты КР

Программы

Сквозные инициативы

Сопротивление гендерному насилию

Мониторинг Пекинской Платформы

Борьба с дискриминацией

Участие женщин в политических процессах

Связаться с нами

  • forumofwomenngos@gmail.com
Facebook Twitter
© 2021 НПО. Все права защищены | Сайт создан IprofiKG